Боги, шаманы и контрабанда. Судьба уникальных петроглифов бронзового века


Еженедельник «Аргументы и Факты» № 42. Лебединое озеро. Сколько таких мест в России? 14/10/2020

Многим кажется, что приключения археолога Индианы Джонса могут случиться только в кино. Однако загадочные артефакты древних эпох, ошеломляющие открытия, учёные-бессребреники, алчные охотники за сокровищами и блестящая работа спецслужб — это самая настоящая реальность.

О детективной истории, развернувшейся вокруг наскальных изображений Сибири, представляющих невероятную ценность для мировой культуры, рассказывает писатель, историк, общественный деятель, вице-президент Российского союза криминалистов и криминологов, с 2000 по 2016 г. зам Генерального прокурора России Александр Звягинцев:

— 23 июня 2006 г. в центре Парижа, рядом с Эйфелевой башней на набережной Бранли, открылся Этнографический музей, представивший 3,5 тыс. образцов искусства коренных народов Азии, Африки, Америки и Океании.

Приглашение на открытие получили и руководители Красноярского края, поскольку в музее выставлялись экспонаты из Сибири. Это была подборка эстампажей — оттисков древних наскальных изображений. Сделал их сибирский художник Владимир Капелько. Но как они попали в Париж? Кто за них отвечает? В России на этот вопрос никто ответить не мог.

Красноярскому управлению ФСБ было поручено выяснить, как эстампажи Капелько попали за границу, и принять все возможные меры для их возвращения на родину. Началось расследование. Скоро оно превратилось в спецоперацию по возвращению на родину особых культурных ценностей. Дело в том, что сами наскальные изображения к тому моменту уже были по большей части недоступны. Их скрыли воды искусственных морей двух мощных ГЭС — Красноярской и Саяно-Шушенской. И лишь эстампажи Капелько позволяли увидеть, как представляли себе богов, духов и шаманов люди давно ушедших времён. Научная и художественная ценность оттисков приблизилась к ценности оригиналов, а сами эстампажи стали национальным достоянием. Что до их рыночной цены, то она и вовсе возросла до небес.

 

 

 

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Публикация от Наталья Жиндеева (@natalyzhindeeva) 31 Май 2017 в 5:43 PDT

Свободные художники

Впрочем, автор этих оттисков, художник Владимир Капелько, вряд ли задумывался о рыночной цене своей работы. Это был бескорыстный человек, всецело увлечённый только творчеством. Художник, поэт, философ, альпинист, страстный путешественник… Он исколесил всю Сибирь, знакомясь с бытом коренных народов. В 1971 г. завербовался гонять скот в Монголию. Мечтал о создании в Хакасии музея искусств, где были бы собраны предметы быта и картины местных художников, поделки мастеров народных промыслов и старинная одежда — всё, что имеет отношение к творчеству. А изюминкой музея должны были стать наскальные рисунки. Эра Севастьянова, жена художника, вспоминает, что он говорил об их авторах: «Это были свободные художники, которые рисовали то, что хотят, а не то, что им говорят. Это были люди идеи и страсти. Они же камнем по камню выбивали изображения, а там не сотрёшь и не поправишь!»

Случайное открытие

Как раз к романтическому периоду знакомства и ухаживания за будущей женой относится и главное научно-прикладное открытие Капелько. В 1972 г. он работал художником в археологической экспедиции, одним из начальников которой была Эра Севастьянова. У подножия горы Оглахты археологи копали курганы и занимались разведкой. В одной из разведок обнаружили петроглифы. В частности, плоский камень, на который было нанесено 150 рисунков. Возраст самых древних — около 3 тыс. лет. Капелько назвал плиту «Шаман-камень» и решил скопировать все рисунки. Но как? Тогда было принято пользоваться калькой — накладывать её на изображение и прорисовывать то, что видно. Копии получались приблизительные, а художнику хотелось точности.

Помог случай. Когда кальки под рукой не оказалось, Капелько взял микаленту — прочную эластичную и мягкую хлопковую бумагу, в которую археологи пакуют ценные находки. Наложил микаленту на камень, начал работу… И тут пошёл дождь, намочивший бумагу. Катастрофа? Наоборот — внезапно стало ясно, что микалента при намокании входит в поры скалы, в различные неровности, буквально в миллиметровые шероховатости. То есть кроме изображения передаёт ещё и скальную поверхность, на которую нанесены рисунки. Это было настоящее открытие — археологи всего мира копируют микалентной бумагой до сих пор, а сам метод принято называть именем Капелько.

 

 

 

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Публикация от Наталья Жиндеева (@natalyzhindeeva) 1 Окт 2017 в 4:32 PDT

Голоса богов и духов

Он, впрочем, за деньгами и славой не гнался. Пусть пользуются все, ведь главное — сохранить древние загадочные артефакты! Пусть все смогут увидеть странную вселенную древних, где рядом с человеком жили боги и духи предков. Где шаман провожал души покойных в иной мир, боролся с духами вредными, заключал союз с добрыми и свободно ходил между мирами — Верхним, Средним и Нижним, напрямую общаясь с богами… Ведь наскальное искусство во многом является мировым универсумом. Да, какие-то композиции у нас отличаются от тех, что находят в Америке или в Австралии, но в целом петроглифы всегда являются переводчиком с языка богов на язык человека и наоборот. И этот язык универсален…

Неизвестно, так или по-другому мог рассказывать Капелько историю своих работ в 1990-е гг. Благодарных слушателей тогда было немного — не те времена. И потому каждый, кто проявлял интерес к древностям эпохи бронзы, казался художнику единомышленником.

Вероятнее всего, таким показался Капелько и Геннадий Гордомыслов, вроде бы случайно зашедший в краеведческий музей и натолкнувшийся там на художника, который занимался экспозицией наскальных рисунков. Однако случайности здесь не было.

«Раскручу твою коллекцию!»

Бывший директор ресторана Гордомыслов недавно откинулся с зоны, где отбывал уже третий срок за растрату госсобственности. В музей он явился с чёткой целью. Ещё в заключении он увидел телепередачу, где рассказали, что картина Ван Гога «Подсолнухи» продана за 48 млн долл. Тогда ему стало ясно, куда направить свою энергию: «Я тут парюсь за жалкие тысячи, а там миллионы за какую-то картинку…»

Познакомившись с Капелько и поняв, что странные «каляки-маляки» бронзового века могут стоить даже дороже, чем холсты того же Ван Гога, Гордомыслов решил, что эту жилу он не упустит: «Капеля, ты будешь вселенски известный, если доверишь мне свою коллекцию раскрутить. Хочешь быть вселенски известным? Ты мне коллекцию как бы подари, а уж я её раскручу!»

К раскрутке и славе художник оказался равнодушен, а вот обещания отправить эстампажи за границу для исследований его воодушевили. В лихие 90-е отечественные учёные были озабочены в основном выживанием. На Западе же давно проявляли интерес к хакасским петроглифам. Это ли не счастье, если они попадут в руки серьёзных исследователей?

«Авторские обои»?

Гордомыслов развернул кипучую деятельность. Врождённое обаяние, умение нравиться людям и втираться к ним в доверие, начитанность и кругозор — всё это вкупе с маской мецената и покровителя наук и искусств помогло ему заручиться поддержкой солидных, уважаемых людей, например Томаса Томсена — президента Международной ассоциации шахматных коллекционеров CCI. Сами же эстампажи были оценены в 80 млн долл.

Судьба уникальных памятников была, казалось, решена. Последнее препятствие — таможня. А вдруг там поймут, что это национальное достояние? Однако проблем с вывозом работ Капелько у Гордомыслова не возникло. Он потом рассказывал: «Когда пересекал границу в „Шереметьево“, таможенник спрашивает: „Это что?“ Я говорю: „Декоративные обои, авторская работа“. Он развернул, посмотрел и говорит: „Изысканно“. И закрыл. И я полетел».

Так эстампажи Владимира Капелько покинули Россию. За границей Гордомыслов перевозил эстампажи из страны в страну, помещал их в хранилища разных банков и показывал знатокам.

 

 

 

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Публикация от Наталья Жиндеева (@natalyzhindeeva) 3 Янв 2018 в 1:21 PST

Срок давности

В какой-то момент Гордомыслов решил ввести коллекцию в научный оборот в Национальном центре научных исследований Франции. Для этого он отдал работы Капелько в доверительное управление известному этнографу, одному из ведущих сотрудников Музея человека в Париже, Борису Шишло, который как раз готовил экспозицию нового парижского Этнографического музея на набережной Бранли.

Всё это сумели выяснить сотрудники ФСБ — им довольно быстро удалось выйти и на самого Гордомыслова, и на его подельников. Однако предъявить ему что-либо, кроме простой укоризны, было сложно — сроки давности по статьям «Контрабанда» и «Мошенничество» истекают через 10 лет. А следствие началось лишь через 14 лет после того, как Гордомыслов в 1994 г. вывез эстампажи под видом обоев. Пришлось давить на гражданские чувства и на то, что работы с уголовным прошлым коллекционеры покупать не будут. Убедить Бориса Шишло оказалось гораздо проще. Его, истинного учёного, заботила только сохранность артефактов. К тому же он подозревал, что с их появлением в Париже что-то неладно. И когда сотрудники ФСБ поведали ему подоплёку дела, принялся готовить артефакты к передаче.

В 2010 г. сотрудники МИД Франции в торжественной обстановке передали эстампажи и полотна представителям МИД России. Через некоторое время они вернулись в Хакасию, в Абакан. Их передали в Республиканский краеведческий музей, который в 2017 г. переехал в новое здание. Художник Владимир Капелько до воплощения своей мечты о музее не дожил — он скончался в 2000 г.

Самые известные петроглифы

Альтамира (Испания).
© Public Domain

Томская писаница (Россия).
© Commons.wikimedia.org / Dmitry Afonin

Фон-де-Гон (Франция).
© Public Domain

Тамгалы (Казахстан).
© Commons.wikimedia.org / satkauskas.com/Jonas Satkauskas

Тассилин-Адджер (Алжир).
© Commons.wikimedia.org / Gruban

Сулекская писаница (Россия).
© Public Domain

Газетный камень (США).
© Commons.wikimedia.org / Cacophony

Капова пещера (Россия).
© Commons.wikimedia.org / Marandela

Альтамира (Испания).
© Public Domain

Томская писаница (Россия).
© Commons.wikimedia.org / Dmitry Afonin

Фон-де-Гон (Франция).
© Public Domain

Тамгалы (Казахстан).
© Commons.wikimedia.org / satkauskas.com/Jonas Satkauskas

Тассилин-Адджер (Алжир).
© Commons.wikimedia.org / Gruban

Сулекская писаница (Россия).
© Public Domain

Газетный камень (США).
© Commons.wikimedia.org / Cacophony

Капова пещера (Россия).
© Commons.wikimedia.org / Marandela

Предыдущая запись Тайны Вселенной для тех, кому некогда. Шесть лучших книг об астрофизике
Следующая запись Дело Николая Баумана. История политического убийства 1905 года

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Чтобы отправить комментарий, разрешите сбор ваших персональных данных .
Политика конфиденциальности